Добродетель
в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро —
это делать для них то, чего желал бы самому себе. Из афоризмов Древнего мира.
Гольбах Поль-Анри (1723-1789гг.)
Бог, оказавшийся настолько вероломным и коварным, чтобы
создать первого человека и затем подвергнуть его искушению и греху, не может
считаться существом совершенным и должен быть назван чудовищем безрассудства,
несправедливости, коварства и жестокости.
Возмездие в жизни загробной — не что иное, как призрак,
выдуманный для помрачения человеческого разума, изобретенный для того, чтобы
обмануть и сбить с толку людей, чтобы навсегда лишить их спокойствия и
превратить в послушных рабов духовенства.
Все религии, какие мы только видим на земле, дают нам лишь
клубок вымыслов и бредней, возмущающих ум.
Всякая религия по сущности своей нетерпима как в силу своих
принципов, так и в силу своих интересов.
Всякий, кто серьезно задумается над
религией и ее сверхъестественной моралью, кто трезво взвесит все ее
преимущества и недостатки, сможет убедиться, что религия и ее мораль вредны
человечеству и, во всяком случае, противоречат природе человека.
Говорить, что религия недоступна разуму, значит допускать,
что она не создана для разумных существ; значит согласиться с тем, что сами
доктора богословия ничего не смыслят в тайнах, которые они каждодневно
проповедуют.
Говорят, что бог терпелив. Но терпеть
явное зло — не значит ли обнаруживать бессилие или даже соучастие в этом зле?
Догмы всякой религии оказываются нелепостью с точки зрения
другой религии, проповедующей иные, столь же бессмысленные доктрины.
Долой разум! — вот основа религии.
Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный
труд оплачивался духовно.
Евангелие действительно принесло «не мир, но меч». От
апостолов и до нашего времени христианский мир раздирается ненавистью,
преследованием и яростью.
Если бог воздерживается в течение
достаточно длительного времени от применения своего правосудия и допускает зло
в течение всего существования нашей планеты, какие же могут быть у нас гарантии
того, что и в другом мире божественное правосудие не будет точно так же
бездействовать и попустительствовать страданиям его обитателей?
Если служители церкви очень часто и
позволяли народам с оружием в руках защищать дело божье, то они никогда не
допускали бунта против реального зла и очевидного насилия.
Мораль не имеет ничего общего с
религией... религия не только не служит основой морали, но скорее враждебна ей.
Истинная мораль должна быть основана на природе человека; мораль религиозная
всегда будет зиждиться только на химерах и на произволе тех людей, которые
наделяют бога языком, часто в корне противоречащим и природе, и разуму
человека.
Не бог создал человека по своему образу и
подобию, а человек всегда творил бога по своему образцу, наделяя его своим
умом, своими качествами, особенно — пороками.
Незнание естественных причин заставило
человека создать богов: обман превратил их во что-то грозное.
Некий шутник правильно заметил, что
«истинная религия всегда та, на чьей стороне государь и палач».
Никакой необходимости верить в бога нет, а самое разумное —
о нем вовсе не думать.
Никогда нельзя жить счастливо, если все
время дрожишь от страха.
Ожидание будущего блаженства и страх будущих мучений лишь
помешали людям думать о том, чтобы стать счастливыми здесь, на земле.
Она послужила лишь к тому, чтобы измучить,
истерзать некоторые слабые и легковерные души, и не смогла удержать ни одного
человека, увлеченного сильной страстью или укоренившейся привычкой.
Поклонники бога ревнивого, мстительного и
кровожадного — таков со всей очевидностью бог иудеев и христиан — не могут быть
ни сдержанны, ни терпимы, ни человечны. Поклонники бога, которого могут
оскорбить мысли и убеждения его слабых творений, который присуждает к вечным
мукам, к истреблению всех, исповедующих иное вероучение, точно так же неизбежно
должны быть нетерпимы, жестоки и злопамятны.
Поклоняться богу — значит поклоняться вымыслу, созданному
человеческим воображением, или попросту поклоняться тому, чего нет.
Полагать, что мы обязаны верить в вещи, не
доступные нашему разуму, так же нелепо, как утверждать, что бог требует, чтобы
мы летали, не имея крыльев.
Религия есть не что иное, как искусство занимать
ограниченный ум человека предметом, которого он не в состоянии понять.
Религия по существу своему враг
человеческих радостей и человеческого благоденствия. Блаженны нищие! Блаженны
плачущие! Блаженны страждущие! Горе тем, кто живет в довольстве и веселье!
Таковы те редкостные открытия, которые провозглашает христианство!
Священники скоро заметили, что, работая на
богов, они работали на себя, что они могут невозбранно приложить руки к дарам,
обетам и жертвам, приносимым существам, которые никогда не предъявляли
требований на все эти вещи.
Стоит только непредубежденными глазами
взглянуть на вещи, чтобы убедиться, что священники — чрезвычайно опасные люди.
Они ставят себе целью господствовать над умами, чтобы иметь возможность грабить
кошельки.
Только самое дикое варварство, самая подлая корысть, самое
слепое тщеславие могли подсказать догму о вечных адских муках.
Тщеславие и алчность были во все века главными пороками
духовенства.
Уживчивость, терпимость, человечность —
эти основные добродетели всякой моральной системы совершенно несовместимы с
религиозными предрассудками.
Христианская мораль, словно нарочно
придуманная для того, чтобы сковать человеческую природу и поработить ее выдуманным
призракам, не имела поэтому никакого влияния на большинство людей.
Человеческий род во всех странах стал жертвой
священнослужителей; они назвали религией системы, изобретенные ими для
покорения человека, воображение которого они пленили, рассудок которого они
затмили, разум которого они стараются уничтожить.
Чем больше мы размышляем о догмах и принципах религии, тем
более мы убеждаемся, что их единственная цель состоит в защите интересов
тиранов и духовенства в ущерб интересам общества.
Чем внимательнее мы будем изучать религию, тем больше будем
убеждаться, что ее единственная цель — благополучие духовенства.
Что бы ни говорили наши богословы, не стоит большого труда
понять, что христианское вероучение в конечном счете устанавливалось всегда
властью императоров и королей; богословские догмы, якобы наиболее угодные богу,
в каждой стране преподавались народу посредством вооруженной силы; истинной
оказывалась всегда та вера, которую исповедовал государь; правоверными
считались всегда те, кто обладал достаточной властью и силой, чтобы истребить
врагов, которые объявлялись врагами самого бога.
Чтобы постичь истинные основы морали,
людям нет необходимости ни в богословии, ни в откровениях, ни в богах; для
этого достаточно простого здравого смысла. ------------------------------------------------------ Книгу "Галерея святых" можно скачать ОТСЮДА.
------------------------------------------------------
Из афоризмов Древнего мира (примерно 2500
лет назад).
Мудрец обратился к своему сыну: «Будь безгрешным,
чтобы не испытывать страха. Будь благодарным, чтобы быть достойным. Будь благоразумным, чтобы быть богатым.
Будь довольным и смиренным, чтобы иметь много друзей. Остерегайся людей
завистливых. Думай об устройстве своего дома. Будь любезным с друзьями и
уступчивым с каждым, чтобы тебя не стыдили. Не ссорься ни с кем, не борись за
место. Не служи злому духу и не ешь скот. Пей вино в меру, во время вкушения
вина говори умеренно. Порока в умеренном вкушении вина нет. Сам внимательно
следи за своими недостатками. Говори правдиво. С пьяным трапезу не разделяй. Не
бери накопленное у начальников твоих, чтобы был тебе почет. Остерегайся врага,
если он стоит у власти. Везде и всегда будь старательным. Нигде и никогда не
делай никому того, что тебе не кажется хорошим. Считай самым плохим человеком
невежественного и полагай его несчастным. Не будь мстительным и завистливым, к
жене и детям относись как можно лучше и доброжелательнее. Выбирай жену
смышленую, друга — обходительного. Злобу в себе не допускай. Не будь
переменчив, не водись с распутницей, иначе все грехи ее перейдут на тебя. Будь
щедрым за счет твоего имущества, а не за счет чужого, так как тело не вечно, а
душа — вечна».
========================================
Вот так-то! Не было ни христианского
учения, ни самих христиан, ни якобы их морали, а человечество уже познало и
осознало те этические нормы, в соответствии с которыми должно существовать. Это доказывает то, что мораль (в основных своих положениях, так
как она меняется со временем) возникла очень давно, да по-другому и быть не
могло, а религии всяких толков просто приватизировали эти нормы.
|